Веб 3.0. – покажите деньги!
Мир меняется быстрее, чем мы успеваем это осмыслить. Еще вчера мы смеялись над теми, кто еще не освоил Интернет, а сегодня новые технологии ставят в тупик нас самих. Пока мы все вникали в особенности Веб 2.0. – на пороге уже возникла третья версия Интернета. Инвесторы, не отбившие свои вложения в Веб 2.0. – в шоке!
Если сегодняшние бизнес-модели Веб 2.0., основанные на интерактиве, худо-бедно позволяют удерживать пользователей, то дальше будет сложнее это делать. Потому что у пользователей появляется гораздо больше возможностей и свободы действий. Это что ж такое надо им предложить, чтобы они не только остались на твоем портале, но и платили деньги?
Для ответа на этот вопрос, вначале немного теории. Веб 3.0. стоит на трех китах: справедливость в широком смысле слова (включая релевантность, вознаграждение и пр.), мультиплатформенность (благодаря мобильным сетям и WiFi Интернет будет повсюду), и изменение парадигмы товарно-денежных отношений на более соотвествующую информационному обществу формулу «товар - информация – реклама». То есть деньги ка таковые будут заменены информационными и рекламными активами. Уже сейчас стоимость брендов превышает стоимость материальных активов. В информационную эпоху главным продуктом являются нематериальные ценности: репутация, бренд, рекомендации экспертов – в общем, то, что позволяет ориентироваться в море информации.
Мы можем предположить, что смена парадигм произойдет очень скоро. Это связано со все ускоряющимся развитием технологии. Информационно-компьютерному обществу отпущены всего десятки лет, а не сотни, как его индустриальному предшественнику. И первой ласточкой нового порядка вещей являются коллаборативные системы фильтрации в с оциальных сетях.
На всех современных узлах с рекомендательнми системами производится опрос пользователей в явном виде - составляется рейтинг товаров и услуг, а затем выдается необходимая информация и рекомендация. Функция рекомендательных систем - прогноз вкусов конкретного пользователя на основе анализа предпочтений сообщества пользователей.
Рекомендательные системы применимы в коммерческой деятельности в Web - для поиска потенциальных покупателей того или иного товара и определения целевой аудитории рекламных объявлений. Коллаборативная фильтрация займет достойное место в электронной коммерции. Данную технологию можно использовать и неявным образом, на основе анализа действий пользователя во время посещения узла.
Коллаборативная фильтрация предоставляет примеры того, как информационные технологии изменяют методы функционирования потребительских рынков. А на следующем уровне коллаборативная фильтрация может соединиться с "магазин-буксиром", т.е. системой, помогающей просмотреть цены различных продавцов интересующего товара и выбрать самые подходящие. Но самое любопытное может произойти, если данные об индивидуальных предпочтениях покупателей станут известны всем продавцам этого покупателя. Виртуальные витрины смогут подстроиться к вкусам конкретного потребителя к моменту его визита и максимально "опустошить" кошелек визитера.
Если рынки эффективны, тогда торговцы будут покупать такую информацию, что приведет к ситуации, когда в мире будет мало транзакционной конфиденциальности. Более того, потеря прайвеси не бесполезна: когда конкретный покупатель будет посещать виртуальную магазинную витрину, подогнанную к его предпочтениям, время поиска существенно уменьшится, и увеличится вероятность отыскать нужное. Это тем более эффективно, чем больше информации будет у торговца о покупателях.
А чтобы не отпугивать пользователя необходимостью раскрытия личной информации, вполне возможно объединить мнения группы людей и вырабатывать для них рекомендации, при этом не раскрывая их собственных персональных предпочтений перед другими. Вот как это делается.
Каждый человек зашифровывает информацию о себе, используя так называемое односторонне хеширование – функцию, которую очень легко рассчитать в одном направлении, но абсолютно невозможно в другом (по крайне мере, без ключа). Затем вычисления производятся с использованием зашифрованных данных. Это возможно, так как многие современные схемы шифрования имеют полезное качество, заключающееся в том, что производимые с зашифрованными данными вычисления дают тот же ответ, что и манипулирование незашифрованными данными с последующим шифрованием результата. Результирующая матрица рекомендаций затем пошагово дешифруется, так как каждый пользователь может расшифровать только небольшую её часть. В конечном итоге вся матрица дешифруется и становится доступной каждому.
Концепции экономики внимания
Базовые идеи, стоящие за экономикой внимания, просты: это рынок, где потребители согласны пользоваться сервисами в обмен на свое внимание. Конечная цель, конечно, заключается в том, чтобы продать потребителю что-нибудь, но продажа не обязательно должна происходить прямо здесь и прямо сейчас. Хорошей иллюстрацией служат новостные сайты, которые стараются привлечь внимание читателя, чтобы показать ему рекламные блоки. Так же поступают и поисковые порталы, демонстрирующие рекламу за то, что они помогают пользователю находить нужные ответы онлайн.
Важно понимать, что ключевой ингредиент всей этой игры с вниманием - релевантность. Чем дольше потребитель видит релевантный контент, чем дольше он крутится вокруг, тем больше шансов чтонибудь ему продать. Буквально говоря, чем дольше пользователь остается на новостном сайте, тем выше шанс, что, в конце концов, он кликнет на рекламный блок. Так что вопрос заключается в том, как показать ему релевантный контент. Это сложная проблема, которая частично может быть разрешена с помощью систем рекомендаций. Однако в общем случае сайты не способны генерировать релевантный, персонализированный контент, пока они ничего не знают о пользователе. Для успешной персонализации сайты должны знать на какие еще сайты вы ходите, какие книжки читаете, какое предпочитаете вино, какая музыка играет у вас в наушниках и т. д. Постоянно расширяющиеся возможности взаимодействия с новыми платформами и приложениями останутся важным технологическим фактором даже для самых грамотных пользователей компьютеров. В обзоре Gartner "Взаимодействие пользователя и компьютера в 2003-2012" исследуются новинки в области устройств ввода-вывода и расширенные функциональные возможности:
Новые интерфейсы повысят чувствительность компьютерного восприятия в целях идентификации пользователей и персонализации взаимодействия. Мультимодальные интерфейсы будут включать возможности распознавания речи и почерка пользователя.
Расширенные интерфейсные возможности оптимизируют обработку информации. Возможности персонализации и поиска оптимизируют взаимодействие пользователя и компьютера.
Интеграция приложений
Разработка архитектур и приложений, а также их интеграция предполагает использование традиционных подходов в меняющихся условиях инфраструктуры и бизнес среды.
В исследовании "Интегрированные решения для предприятий" указаны следующие 5 тенденций:
Мониторинг бизнес-активности с целью поддержания адекватного соответствия корпоративной среды существующим условиям. Разработка корпоративных решений, функционирующих в режиме реального времени, требует постоянного доступа к критически необходимой информации из различных источников, что в свою очередь предполагает современную подвижную и быстро реконфигурируемую архитектуру.
К 2007 г. доминирующие позиции займет сервисно-ориентированная архитектура и веб-услуги. Сервисно-ориентированные архитектуры, в том числе включающие веб-услуги, обеспечивают вариабельность интерфейсов систем, что в свою очередь делает возможной корреляцию с различными стандартами и компонентами.
Развитие семантической интеграции отстает от физической интеграции. При новых возможностях взаимодействия систем и приложений, традиционно функционировавших раздельно, согласованность на семантическом уровне (т.е. на уровне называния условий и общих элементов данных) остается ограниченной.
Правила определяют архитектурную гибкость. Логика бизнес-процессов и документооборота будет отображаться в более выразительных и емких формах предоставления информации (например, в правилах или структурных конструкциях).
Архитектурная гибкость будет стимулировать развитие "персонализованных" корпоративных приложений. Подобно персональным порталам, которые уже сейчас можно быстро переконфигурировать под небольшие группы или единичных пользователей, со временем также будет возможно конфигурировать компонентные приложения в соответствии с требованиями специальных групп или частных лиц.
Аналитика
Решения в области взаимодействия и автоматизации расширяют возможности получения информации о поведении клиентов, сотрудников, партнеров или акционеров. Эти данные, обработанные посредством специальных аналитических методик, активно используются на корпоративном уровне. Прогноз Gartner "Аналитика в 2003-2012 гг." выявляет 3 ключевые тенденции этого направления:
Роль аналитических приложений будет возрастать в зависимости от увеличения объема доступной информации. Увеличивающийся объем данных чреват образованием так называемых аналитических "лакун" (собранных, но не проанализированных данных), и что более важно - ситуационных "лакун" (т.е. фактом выявления информации без последующего использования).
Расширенные аналитические возможности останутся незаполненной нишей на рынке. Аналитические методы обработки данных будут включены в ряд широко распространенных инструментов, однако по-прежнему востребованным останется навык их использования.
Неструктурированный анализ данных будет превалировать. Методики анализа будут распространяться не столько на структурированные данные, сколько на текстовую, аудио и видео информацию.
Электронное рабочее место
На изменение инфраструктуры рабочего места, с точки зрения коммуникационного, коллаборационного и информационного подходов, оказывают влияние ряд факторов. В частности, увеличивающееся число "интеллектуальных" кадров (30-35% рабочей силы развитых стран к 2005 г.), глобализация труда и признание информации корпоративным активом. Кроме того, увеличивается роль технологий - в частности, порталов, поисковых технологий, локализации, мобильного и беспроводного доступа. Однако активное использование данных технологий создает проблему информационной и коммуникационной перегрузки. По нашим ожиданиям, на рынке в скором временем произойдет консолидация, которая исключит наименее эффективный инструментарий.
Поскольку представления об офисе меняются - от "фиксированного" стереотипа к "мобильному", предполагающему постоянный доступ к информации из любой точки, в соответствии с этим должны обновляться организационные и ИТ-инфраструктуры, а также корректироваться бизнес-процессы.
Услуги по поддержке клиентов
Поскольку технологии, обеспечивающие самообслуживание, предполагают наиболее быстрый возврат инвестиций, именно они получат самое широкое распространение - причем не только среди лидеров вертикальных рынков, в частности, финансовых структур и компьютерных вендоров, но также и в традиционно наименее автоматизированных сегментах - таких как страхование.
Обзор Gartner "Самообслуживание в 2003-2012" исследует формы присутствия "невидимых" агентов, обеспечивающих работу автоматизированных систем так, что клиенты даже не подозревают о человеческом вмешательстве. В результате удастся сократить объем непосредственного общения с персоналом, поскольку большая часть запросов и транзакций будет автоматизирована - что предполагает, в свою очередь, участие в их обработке более квалифицированного персонала. С постепенным ростом покупательской лояльности к автоматизированным системам этот вид взаимодействия начнет занимать доминирующую позицию на рынке. Клиенты, соответственно, будут расширять свое участие в автоматизированных транзакциях (например, участие в автоматизированных системах покупок, функционирующих в традиционных магазинах).
Цепочки поставщиков
Главная цель менеджмента в области управления поставщиками - добиться максимальной прозрачности процессов и контроля за этапами поставок. В ближайшие 10 лет рынок ожидает ряд нововведений в этой области:
Мониторинг бизнес-активности позволит сократить временные затраты на передачу информации (с момента фиксации в одной точке до последующего использования в другой).
Низкозатратные RFID (системы идентификации радиочастот) в значительной мере трансформируют функциональность процессов управления поставками за счет обеспечения непрерывного контроля за поставляемым экземпляром и максимальной прозрачности процессов. Повышенная прозрачность и контроль за поставками позволят минимизировать утечку данных, вызывающую "аналитические лакуны", в частности, в области хранения и использования информации в соответствующих областях - например, в рамках процессов управления взаимодействием с клиентами.
Итак, мы видим все возрастающую ценность качественной информации, и чем больше такой информации у предприятия, тем выше его эффективность и прибыль.
То есть, сама информация становится всеобщим эквивалентом, обладающим всеми признаками денег, включая способность генерировать прибавочную стоимость. В новой формуле «товар – информация – реклама» остается учесть третью составляющую, чтобы составить полную картину бизнеса Веб 3.0.
Реклама в эпоху Веб 3.0.
Реклама – это та же информация, а значит, тоже эквивалент денег. Получается, что если иметь возможность свободного обмена рекламой и информацией, то деньги становятся лишним элементом. Вывод: в информационную эпоху наряду с обычными деньгами, в ходу будут рекламно-информационнная валюта. И введет ее в употребление одна из ведущих поисковых систем. Возможна, что как раз не та, о которой все сразу подумали. Возможно, тут россияне внесут свою лепту, учитывая исторически невысокий уровень проникновения традиционных платежных систем в Рунете.
Дело в том, что только россияне с их недоверием к официальным системам управления (включая финансовую систему) могут изменить существующую парадигму на более адекватную вызовам эпохи. Все дело в психологии бывшего советского человека, в записанном на генном уровне недоверии к финансовым институтам. Из-за этого фактора предоплаченные электронные деньги никогда не преодолеют определенный рубеж. Напротив, кредитные системы, которые не требуют денег вперед – процветают. То, что выглядит на первый взгляд как «халява» - привлекает со страшной силой.
Учитывая, что маркетологам становится все труднее мотивировать потребителей, появляется необходимость в их прямой стимуляции. А выдавая информационные деньги взамен информации о самом пользователе – маркетологи получают двойную выгоду: получают лояльность потребителя, и инструмент влияния на него. Обычной рекламой этого не достичь!
Итак, маркетологам выгодна информационно-рекламная валюта. А потребителям? Вот тут мы подошли к необходимости второго элемента Веб 3.0. – контроля пользователей над рекламой. Необходимо понимать, что рекламные монологи – это прошлый век. Интерактив, который уже для бизнеса Веб 2.0. был критическим, в нашем случае является основой всего. Рекламодатели должны оплачивать просто упоминание потребителями их бренда, потому что экономика внимания ясно говорит о том, что даже критическое упоминание лучше игнорирования. Бизнес-модель поисковой системы, которая надумает ввести информационно-рекламнцю валюту, такова:
Регистрируется в системе сеть «испытателей» - потребителей, делящихся своим опытом пользования тем или иным товаром, услугой (в том числе социального плана – политики ведь слуги народа!). Каждый «испытатель» регистрирует своих «френдов» - рефералов из других социальных сетей. Мнение «испытателя» будет иметь тем больший вес, чем больше у него «френдов». За каждое аргументированное высказывание на страницах своего блога о каком-либо из брендов существующих рекламодателей посиковой системы, им выплачивается 1 единица виртуальной валюты.
Данная модель возрождает на новом уровне американский «Вестник потребителя» почти столетней давности (Россия сейчас как раз находится на этом этапе – после первоначального накопления капитала). Это будет первый этап: распределение виртуальных денег.
На втором этапе, когда корпорации увидят рост числа пользователей и влияния системы, то станут предоставлять определенное количество образцов своей продукции для тестирования. Вот в этом и будет движущая сила, прибавляющая пользователей на втором этапе: ради того, чтобы заполучить реальный товар взамен имеющихся у них информационных денег, пользователи будут активно участвовать в системе, обменивая свое внимание на виртуальную валюту. И привлекать все новых и новых пользователей, пока все не зарегистрируются в системе.
Описание технологии.
Основой будет форумоподобный движок, модифицированный с учетом Коллаборативной фильтрации, и рейтингового ранжирования идей (тем).
Концепт ВЕБ 3.0. реализуется путем выставления каждой фразе на нашем портале активных ссылок на ее источник. Чем больше у источника информации френдов – тем выше рейтинг. Т.о. мы интегрируем участников из всех социальных сетей.
Это по сути будет сборником ранжированных цитат, надсетевым сервисом, так кпоисковой системой. Дополнительная мотивация – заработать уважение своих френдов, поэтому участники будут регистрировать сразу всех своих рефералов с социальных сетей.
Потому что миссия системы Веб 3.0. будет высокой: инструмент потребительского общества для тестирования товаров и услуг, а также рейтинга людей, их оказывающих.
Saturday, June 16, 2007
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment